Бабий А.А.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ НБ МГУ

Конкретный, дифференцированный подход к читательской аудитории, при котором максимально полно учитываются индивидуальные особенности, интересы и запросы читателей, - необходимое условие эффективности как библиотечного обслуживания читателей, так и работы библиотеки в целом.

Уже первичные контакты библиотекаря с читательской аудиторией остро ставят проблему ее дифференциации - группировки по определенным признакам. Индивидуальная и массовая работа, учет читательской психологии, дифференциация библиотечных услуг - уровень решения этих и ряда других задач, вплоть до техники библиотечного обслуживания, непосредственно зависят от того, какой именно типологией руководствуется библиотечный работник, воспринята ли она из научной литературы или сформировалась исключительно на основе практического опыта, является она многомерной, учитывающей ряд важных признаков, или узкой, использующей 2-3 известных признака, и т.д. На принципах дифференцированного обслуживания читателей строится и методическая работа в библиотеке.

Обслуживание читателей в НБ МГУ носит дифференцированный характер: осуществляется в соответствии с потребностями читателей их категорией, а также структурой и размещением фондов по отраслям знаний и видам литературы в отделах обслуживания и других отделах библиотеки.

На наш взгляд, главное условие научно обоснованной и эффективной дифференциации читателей опирается на использование диалектического принципа единства общего, особенного и единичного. В соответствии с этим изучение состава читателей НБ МГУ позволило осуществить их классификацию на базе выделения, во-первых, общих типических признаков, во-вторых, особенных (специфических) признаков, в-третьих, признаков, характеризующих индивидуальные черты читателей.

Общими типообразующими признаками выделены: вид трудовой деятельности, тесно связанный с целями и задачами чтения, а также субъект деятельности. К видам деятельности, которой занимаются в университете, относятся: научная, преподавательская (обучающая и воспитательная), учебная, управленческая, общественная, техническое и иное вспомогательное обслуживание основных видов деятельности, а также самообразование. Цели и задачи деятельности: получение высшего образования, поступление в МГУ, обучение студенческой молодежи основам наук, научное творчество, защита диссертации (кандидатской и докторской) и др. Субъектами деятельности являются: научные сотрудники, студенты, аспиранты, магистранты, докторанты, сотрудники библиотеки, и др.

Читателей НБ МГУ характеризуют особенные (специфические) признаки, категории. В этих признаках перечисленные виды деятельности конкретизируются с позиций ее характера, продолжительности, условий оплаты труда и др. Это следующие признаки:

а) постоянная или временная работа;
б) продолжительность временной работы (более одного года, менее одного года);
в) обучение в МГУ: с отрывом от производства, без такового, очное, заочное;
г) временная работа: на условиях почасовой оплаты труда, по срочному договору или соглашению;
д) деятельность лиц, числящихся в МГУ (постоянно или временно) и лиц не имеющих отношение к МГУ.

Перечисленные признаки - общие и особенные - лежат в основе распределения читателей по семи категориям, которые закреплены в "Правилах пользования Научной библиотекой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова".

Работая с разными категориями читателей, библиотекарь постоянно учитывает их индивидуально-психологические особенности. Они раскрываются прежде всего в процессе анализа мотивации их чтения. Известно, что мотив лежит в основе читательской деятельности. Содержание мотива образуют читательские интересы, потребности, установки, предпочтения. Читательская деяте льность характеризуется чаще всего полимотивацией. Это означает, что у читателя имеются разные мотивы чтения: деловые, самообразовательные, для проведения досуга и т.д.

При этом важно иметь в виду, что в условиях МГУ не просто интерес, а именно научный, творческий интерес - одна из главных индивидуально-психологических характеристик и важная отличительная черта разных видов университетской деятельности. Научный интерес составляет важнейший мотив читательской деятельности, характеризующий ее наиболее высокий и напряженный уровень. Отсюда для библиотечного работника вытекают две взаимосвязанные задачи:

  1. Содействовать тому, чтобы "чтение по обязанности", характерное главным образом для студентов младших курсов и представителей некоторых других категорий читателей, перерастало в "чтение по научному, творческому интересу".
  2. Чем больше деятельность (преподавательская, учебная, учебно-вспомогательная и др.) насыщена элементами научного творчества" тем сложнее читательские запросы и их выполнимость, а значит, выше требования к качеству библиотечного обслуживания, к уровню профессиональных знаний и общей культуры библиотечных специалистов.

Следует также иметь в виду, что мотивация чтения и развитие творческого интереса в процессе читательской деятельности тесно связаны с уровнем библиотечно-библиографической грамотности читателей. Недостаточный уровень библиотечно-библиографических знаний является препятствием для перехода от начальных к более высоким уровням мотивации.

Hosted by uCoz